Твой верный друг «Словарь»

Для 7-8 классов (С использованием интерактивных методов).

 

Цель:    Познакомить со словарями , как одним из видов справочной литературы, развивать и совершенствовать навыки работы со словарями.

 

Оборудование:  Выставка словарей: толковый, орфографический , словарь иностранных слов, русско-украинский и украинско – русский словарь,

этимологический , фразеологический, словарь ветров, топонимический ; правила  работы в группах (в стихах), плакат  «Трава, куст, дерево».

 

 

Эпиграф: «Не бойтесь заглядывать в словарь,

Это пышный сад , а не  унылая про-

пасть»

 

 

Ход урока

 

  1. Учитель. Приветствует детей.

Ребята! Я всем вам желаю хорошего творческого настроя на все 45ми. Будьте активными , внимательными, доброжелательными, терпимыми к

высказываниям своих одноклассников.

 

  1. Участники урока делятся на группы.

Группам предлагается выбрать руководителей. Руководители групп вытягивают карточки с названием групп :

  • «Эрудиты».
  • «Читатели».
  • «Книголюбы».

 

На столы устанавливаются таблички с названием групп.

 

  1. Учащиеся обсуждают правила работы в группах.

 

Участники  высказываются. Учитель обобщает правила в стихотворной форме.

ПРАВИЛА

 

  • Правило активности.

Всякий должен быть активным

Группа станет очень сильной.

  • Правило корректности.

Не оценивать суждений.

Говорить о том, что нас

Здесь волнует и сейчас.

  • Правило конструктивности.

Ситуация проста:

Должен каждый говорить

И проблему обсудить.

 

Учитель обращает внимание детей на плакат, который висит на доске:

«Трава, куст, дерево», на книжки на столах.

— Ребята! Если ваши ожидания от урока  сбудутся, то книжки на плакате поместите на дерево, если частично сбудутся — на куст, если совсем не сбудутся — на траву.

 

  1. Мотивация урока.

— Читая книгу, газету, журнал, слушая радио, общаясь с друзьями, вы , наверняка, встречали целые выражения, или отдельные слова, которые вам не понятны. И, конечно же, возникает потребность понять их значение.

 

 

К каким книгам вы в таких случаях обращаетесь?  (к словарям).

— А когда в диктанте сделали ошибку, и необходимо выяснить написание орфограмм, к какой книге обращаетесь? (к словарям).

— Многие ученики разговаривают на русском языке, а во время написания работ на украинском языке возникают трудности. К какой книге обращаетесь за помощью?

(к словарям).

Действительно, во всех перечисленных случаях мы обращаемся к словарю. Это необходимая  книга, верный помощник в учебе.

 

  1. Объявляется тема урока.

Сегодня вы познакомитесь с разными словарями , будете учиться ими пользоваться, пополнять свой словарный запас, развивать в себе чувство слова.

 

  1. «Микрофон» (интерактивный метод)

 

А теперь участники групп с помощью микрофона дают ответы  на поставленные мною вопросы,  все что связано с работой библиотеки. Отвечает только тот , у кого в руках микрофон.

Вопросы:

  • В школе ты ученик, а в библиотеке? (читатель).
  • Как называют учеников, которые вовремя не сдали книгу в библиотеку  (должники).
  • На чем в библиотеке расположены книги? (на стеллажах)
  • Сколько дней можно читать книгу? (15 дней).
  • Для чего в библиотеке книжные выставки? (для раскрытия фонда)
  • А какую роль в библиотеке выполняют словари? (справочную).

 

  1. Внимание учеников обращается на доску. На доске написано слово:

С —  справочник

Л —  книга

О —  помощник

В —  переводчик        — предполагаемые

А —  толкователь          ассоциации

Р —  алфавит

Ь – поиск и т.д.

 

Какие ассоциации возникают у вас с произношением этого слова?

Учащиеся высказываются, их ассоциации записываются на доске напротив слова «словарь».

 

  1. «Мозговой штурм» (интерактивный метод).

Вопрос:  Ребята! А какие вы знаете словари? (перечисляют)

Работа библиотекаря с  выставкой:

 

  • Толковый словарь — коротко и доступно

раскрывает лексическое значение слов.

  • Словарь иностранных слов — расположены слова заимствованные из разных языков.
  • Фразеологический —  дает объяснение некоторым устойчивым  выражениям, которые свойственны данному языку.
  • Этимологический –  словарь, который объясняет происхождение слов.

 

Словарь-собрание слов, с  толкованием, пояснением и переводом на другой язык и   с другого языка.

Все слова в словаре расположены  в алфавитном порядке.

Как вы думаете почему? (для удобства поиска).

 

А теперь предлагаю выполнить задание с помощью представленных словарей.

 

1 задание — «Когда рак на горе свистнет» — объяснить смысл (фразеологический словарь).

2 задание — «Книга» — объяснить происхождение слова  (этимологический слов

3 задание — «Библиоман» — объяснить значение слова         (толковый словарь).

 

 

  1. Презентация словаря.

Руководители групп выбирают на выставке словари , с которыми  на уроке  еще не работали. Каждая группа работает с одним словарем .Учащиеся должны представить максимум информации о выбранной  книге.

  1. Продолжить фразу.

Каждая группа  получает карточку с пословицей, окончание которой должны завершить учащиеся.

  • Не стыдно не знать, а стыдно… (не хотеть знать).
  • Всякое полузнанье  хуже всякого… (незнанья).
  • Иная книга обогащает, а иная с пути … (совращает).

 

  1. Игра «Шифровальщики».

Учитель предлагает руководителям команд выбрать по одной карточке . На каждой из них записана фраза, буквы в которой расположены в беспорядке. Необходимо правильно составить фразу.

Группа «Книголюбы» — «Анигк-икаявел щьве,капо векчело етуме юе тьвасяпольоз»-

«Книга великая вещь, пока   человек умеет ею пользоваться».

 

 

Группа «Эрудиты»- «Кителиобиб –отэ цынивищкросо ехвс сттвгабо вечечелоского

ухад»-«Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого -духа».

 

 

Группа «Читатели»- «Чшелу татьчи огонемн,он тельнооснова»-  «Лучше читать немного, но основательно».

.

 

Молодцы , ребята! Вы все хорошо поработали. Скажите друг другу комплименты. А теперь предлагаю приклеить ваши книжечки на плакат «Трава, куст, дерево»  туда, куда вы считаете нужным.

 

  1. Закончить урок словами:

«Не бойтесь заглядывать в словарь , это пышный сад, а не унылая пропасть».