Маршак

Сценарий по Маршаку

 

  1. Продолжи стихотворение. (На карточках отрывки из произведений, которые надо продолжить)

 

 

  1. Дама сдавала в багаж…..

 

  1. Вместо шапки на ходу…..

 

  1. А лягушка пироги печёт, а петух…..

 

  1. Кто стучится в дверь ко мне?……

 

  1. Это что за теремок? Из трубы …..

 

  1. Собирались лодыри на каток……

 

  1. Прибежала мышка-мать стала щуку…….

 

  1. Ищут пожарные, ищет милиция…….

 

  1. Откуда эти предметы? (На карточках слова)

 

Задание 1 команде: Кошка. Петух. Лошадь. Чемодан. Мышка. Автомобили. Коньки.

 

Задание 2 команде: Перчатки. Ранец. Собака. Утята. Конверт. Мяч. Медведь.

 

Задание 3 команде: Картина. Кузьма. Единица. Перчатки. Письмо. Значок ГТО. Река

 

Из какого стихотворения отрывок? (по порядку каждой команде)

 

 

  1. На палубе матросы свистят, снуют, спешат.

 

На палубе матросы — 14 мышат.

 

(Кораблик)

 

  1. Съел телёнка утром рано, 2 овечек, и барана.

 

Съел корову целиком и прилавок с мясником.

 

(Робин Бобин)

 

  1. А наседка кричит с перепугу: — Куд-куда? Куд-куда? Вы куда?

 

Иль не видите? Это вода!

 

Уж такая курица птица, что воды, как огня боится.

 

(Курочка Ряба и 10 утят)

 

  1. Заказное для Житкова, заказное из Ростова!

 

Заказное для Житкова? Извините, нет такого!

 

(Почта)

 

  1. Учат нас и грамоте, и письму, а не могут выучить ничему.

 

(Кот и лодыри)

 

Собака-то как зарычит, а барыня как закричит:

 

— Разбойники! Воры! Уроды! Собака не той породы!

 

(Багаж)

 

Ищут пожарные, ищет милиция парня какого-то лет 20.

 

(Рассказ о неизвестном герое)

 

Плачет девочка навзрыд, а Кузьма ей говорит:

 

— Не зальёшь огня слезами. Мы водою тушим пламя.

 

(Пожар)

 

Побежала мышка-мать. Стала Лошадь в няньки звать:

 

— Приходи к нам, тётя Лошадь, мне мышонка покачать!

 

(Сказка о глупом мышонке)

 

Литературный праздник «B гостях у С.Я.Маршака»

 

 

Участвуют по 5 человек 3-А Учитель: С.С. Горяева

 

 

Цели:

 

1.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.

 

2.Прививать интерес к чтению.

 

3.Развивать память, внимание, мышление уч-ся.

 

Украшение зала:

 

Портрет С.Я. Маршака (1887 — 1964),

 

выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям,

 

воздушные шары, цитаты:

 

1 .С книгой жить — век не тужить.

 

Испокон века книга растит человека,

 

Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.

 

Хорошая книга — лучший друг.

 

Кто много читает, тот много и знает.

 

Ум без книги — что птица без крыльев.

 

Книга — книгой, а своим умом двигай.

 

Больше узнаешь — сильнее станешь.

 

Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

 

Легко забыть то, чего не знаешь.

 

Домашнее задание (было дано заранее):

 

Прочитать произведения:

 

. «Почта»

 

«Кошкин дом» « «Теремок»

 

«Двенадцать месяцев»

 

«Сказка о глупом мышонке»

 

«Сказка об умном мышонке». «Пожар»

 

«Багаж»

 

«Вот какой рассеянный»

 

«Усатый — полосатый», Кот и лодыри»

 

Выучить наизусть отрывок из стихотворения (20-30 строк по выбору (1 уч-ся).

 

 

Ход праздника:

 

Ведущий: Стихи Самуила Яковлевича Маршака — друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает «Детки в клетке», повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.

 

Мы предлагаем вашему вниманию праздник-викторину, посвященный С.Я.Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака — это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

 

Биографическая справка.

 

Учащийся 1 (мальчик держит портрет). Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет .от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.

 

Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.

 

Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.

 

Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.

 

В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.

 

Меня считают одним из основоположников детской литературы.

 

До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) я не расставался с пером и бумагой.

 

Учащийся 2.

 

 

^ Самуил Маршак

 

Исчезнет мир в тот самый миг. Исчезнет мир в тот самый час, Когда исчезну я, Как он угас для ваших глаз, Ушедшие друзья. Не станет солнца и луны, Поблекнут все цветы. Не будет даже тишины, Не станет темноты… Нет, будет мир существовать, И пусть меня в нём нет, Но я успел весь мир обнять, Все миллионы лет. Я думал, чувствовал и жил И всё, что мог, постиг. И этим право заслужил На свой бессмертный миг.

 

Ведущий: Маршак для многих детей и взрослых действительно бессмертен благодаря своему творчеству. А сейчас начинается викторина по произведениям С.Я. Маршака.

 

Представление команд (названия, капитан).

 

Ведущий:

 

  1. Разминка. Слово — отгадку написать на листике и по сигналу поднять. Правильная отгадка — 1 балл. Максимально можно заработать 7 баллов (7 отгадок).

 

Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадёт.

 

И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь).

 

Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу

 

И сегодня на носу?

 

(Очки).

 

Всегда шагаем мы вдвоём, Похожие, как братья.

 

Мы за обедом — под столом, А ночью — под кроватью.

 

(Сапоги, ботинки, туфли, тапки).

 

Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко,

 

А за что беднягу бьют? А за то, что он надут!

 

(Мяч).

 

Мы ходим ночью, Ходим днём,

 

Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно Каждый час, А вы, друзья, Не бейте нас!

 

(Часы).

 

В Полотняной стране По реке Простыне Плывёт пароход

 

То назад, то вперёд. А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать!

 

(Утюг).

 

Под Новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком.

 

Но с каждым днём терял он вес И наконец, совсем исчез.

 

(Календарь).

 

  1. Конкурс капитанов. Капитаны становятся в линейку. Если ответ «да», то поднять карточку зелёного цвета, если «нет» — красного (поднять по сигналу одновременно). Правильный ответ — 1 балл, возможно заработать 5 баллов.

 

Коту — герою стихотворения «Кот и лодыри», которое вы читали в нашем учебнике по чтению, скоро исполнится один год. Это верно или неверно?

 

Ответ: верно.

 

«Замяукал жалобно Серый кот: -Мне, коту усатому, Скоро год».

 

Говорит мышонок Мурке:

 

— Ну, тогда сыграем в жмурки! Завяжи глаза платком

 

И лови меня потом.

 

 

Ведущий: Я утверждаю, что это строки из «Сказки о глупом мышонке».

 

^ Ответ: неверно, это «Сказка об умном мышонке».

 

Главного героя — пожарного из стихотворения «Пожар» зовут Кузьма.

 

Ответ: да.

 

Кузьма подарил Лене на память кошку, которую тоже спас.

 

Ответ: верно.

 

«Плачет девочка навзрыд,

 

А Кузьма ей говорит:

 

— Не зальёшь огня слезами,

 

Мы водой потушим пламя.

 

Будешь жить да поживать.

 

Только чур — не поджигать!

 

Вот тебе на память кошка.

 

Посуши её немножко!

 

Борода твоя долга,

 

Да не выросли рога.

 

У меня длиннее вдвое — Живо справлюсь я с тобою.

 

Ведущий: эти слова принадлежат козлу, «Кошкин дом».

 

Ответ: неверно, это коза.

 

^ 3 Задание «Фейс — контроль». Даётся карточка каждой команде. Написать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить, из какого он произведения. (3 мин). Возможно получить 7 баллов за 7 ответов.

 

Принесла овсяной кашки,

 

Отвернулся он от чашки.

 

Принесла ему редиску,

 

Отвернулся он от миски.

 

Герой: котёнок.

 

Произведение: «Усатый — полосатый».

 

Век он в дворниках служил,

 

Дом хозяйский сторожил.

 

Герой: кот Василий.

 

Произведение: «Кошкин дом»

 

  1. Кто охранял теремок?

 

Герой: ёжик

 

  1. В сказке «12 месяцев» кто подарил колечко падчерице?

 

Герой: месяц апрель

 

  1. Как зовут падчерицу?

 

Имя: нет имён в сказке

 

Задание «Доскажи словечко».

 

Дописать слова — восстановить строки знаменитых стихотворений. (3 мин) Возможно заработать 6 баллов (6 слов).

 

Кто стучится в дверь ко мне, С толстой сумкой на ремне,

 

С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он,

 

Ленинградский почтальон. ^ Маршак С.Я. Почта».

 

Жил человек рассеянный

 

На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки — Оказалось, это брюки.

 

Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».

 

Задание «Кто больше».

 

Перечислить определённые предметы, встречающиеся в произведениях. (6 мин) Можно получить максимально 34 балла.

 

^ Назвать животных — героев сказки Маршака «Теремок»:

 

лягушка

 

мышка

 

петух

 

ёж

 

волк

 

лиса

 

медведь

 

Перечислить, кто пел песню мышонку в сказке «О глупом мышонке»:

 

мышка

 

утка

 

жаба

 

лошадь

 

свинка

 

курица

 

щука

 

кошка

 

Кто пришёл в гости к кошке в сказке «Кошкин дом»:

 

свинья

 

петух

 

курица

 

козел

 

коза

 

^ 4. Кто сдавала дама в багаж:

 

диван

 

чемодан

 

саквояж

 

картина

 

корзина

 

картонка

 

маленькая собачонка

 

5.Что пообещала королева за корзину подснежников в пьесе «Двенадцать месяцев»;

 

корзина золота (в которой принесли подснежники)

 

бархатная шуба на седой лисе

 

участие в королевском новогоднем катании

 

б.Кто такой Маршак (его профессии в литературе):

 

поэт

 

писатель

 

переводчик

 

драматург

 

Ведущий: Маршак сделал надпись на книге переводов.

 

«В одно и то же время океан

 

Штурмует скалы севера и юга.

 

Живые волны — люди разных стран —

 

О целом мире знают друг от друга».

 

Ведущий (во время выполнения командами 5-го задания).

 

Игра со зрителями

 

^ Вам надо ответить, какой месяц говорит эти слова в пьесе «Двенадцать месяцев».

 

1) Снег теперь уже не тот ~ Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд. Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки. И на вербах серебром Светятся серёжки. (Март).

 

 

2) Разбегайтесь, ручьи.

 

Растекайтесь, лужи!

 

Вылезайте, муравьи.

 

После зимней стужи!

 

Пробирается медведь

 

Сквозь лесной валежник

 

Стали птицы песни петь,

 

И расцвёл подснежник.

 

(Апрель).

 

  1. Конкурс — домашнее задание. Чтение отрывков из стихотворений Маршака наизусть. Жюри оценивает по пятибалльной системе. Пример: Самуил Маршак Котята.

 

Два маленьких котёнка поссорились в углу. Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят. Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе. Два маленьких котёнка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. — Ну что? — она спросила. — Не ссоритесь теперь? Прошли они тихонько в свой угол на ночлег. Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег. И оба перед печкой заснули сладким сном. А вьюга до рассвета шумела за окном.

 

Жюри подводит итоги.

 

Ведущий: Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году: «Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком. Но радостно мне знать, что я знаком С читателем двухтысячного года!»

 

Учащийся 3.

 

Самуил Маршак

 

Пожелание друзьям. Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути — Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час

 

Вам новое добудет.

 

Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет.

 

Вам от души желаю я.

 

Друзья всего хорошего.

 

А всё хорошее, друзья,

 

Даётся нам недёшево!

 

Уч-ся раздаёт напечатанные стихи всем участникам и жюри. Награждение победителей и участников.

 

Ведущий. Дорогие ребята, спасибо за игру. Желаем вам дальнейших

 

успехов в изучении детской литературы!

маршак