Символика России

 

СИМВОЛИКА РОССИИ

урок граждановедения

для учащихся с 4 по 7 кл

(Для разных возрастных групп используется разный объём материала.)

Цели и задачи:

познакомить детей с государственными символами Российской Федерации;

  • познакомить с некоторыми историческими фактами из истории появления данных символов России;
  • обратить внимание детей на необходимость уважительного отношения к государственной символике любой страны;

Оборудование:

изображения герба, флага в цветном изображении формата А4;

  • тест гимна или кассета с его записью

Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки. Во всех странах мира существует три главных символа: герб, флаг и гимн. Каждый гражданин обязан с уважением относиться к государственной символике. Оскорбление этих символов наказуемо и карается законом.

Государственная символика является частью политической истории России. Знать и понимать её значение – долг каждого гражданина.

Но, кроме уважительного отношения, необходимо знать и историю появления главных государственных символов.

Почему? Да потому, что отсутствие либо недостаточное знание достоверных исторических фактов приводит к рождению различных мифов и фантазий, а также к совершенно безграмотным суждениям на эту тему. Неточностями изобилуют газеты и журналы, а некоторые из них даже вошли в школьные учебники, где они выдаются за достоверные исторические факты. Поэтому давайте обратимся к истории.

Г Е Р Б

Взгляните на российский герб.

Он представляет собой двуглавого орла золотого цвета, держащего в лапах скипетр и державу, а на груди у него красный щит с изображением всадника, пронзающего копьем дракона (или змея). Всадник повернут на восток. Орел помещен на красный щит.

 

В 2000 году, когда шло обсуждение проекта герба с изображением двуглавого орла, в прессе появлялись, например, такие высказывания, что орел двуглавый – это жуткий мутант, монстр, нежизнеспособный уродец, который в природе выбраковывается, и как  же можно «это» помещать в герб великой державы!

 

Но сами такие высказывания – жуткая некомпетентность, т.е. люди не знают природы того, что они  грубо критикуют. Составление гербов подчиняется не биологии, а совершенно другой науке под названием

«геральдика», ничего общего с биологией не имеющей.

 

Геральдика — это «вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы» (БСЭ т.3). Все геральдические изображения разделяют на естественные, искусственные   и мифологические. Державный орел относится к изображениям  мифологическим. В одном ряду с ним не менее любопытные изображения, такие как единорог, грифон (зверь с туловищем и головой льва и крыльями орла), драконы.

 

Двуглавый орел, как и другие мифологические изображения не живой зверь, он  — геральдический символ.

Прследим историю появления этого символа на Руси.

В некоторых школьных учебниках встречается такая версия, что  двуглавого орла привезла на Русь невеста князя Ивана III византийская принцесса Софья Палеолог, что будто бы был он гербом византийских императоров.

Но, как справедливо заметил академик Дмитрий Лихачев, «она не могла привезти из Византии того, чего та не имела». Да, в Византии встречалось изредка изображение двуглавого орла, но не как символ государственной либо императорской власти, а всего лишь как украшение, как орнамент в ряду других диковинных животных и птиц (дополнит. мат-л в книге Н.А.Соболева «Российская государственная символика» с. 35 – 37).

«Орле пресветлый, высоко парящий,

Славою орлы вся превосходящий»

Симеон Полоцкий. ХУП век

Так откуда же он залетел в символы российской государственности?

В ходе многочисленных исследований большинство ученых пришли к выводу, что двуглавый орел пришел в нашу страну с Запада, а не с Востока.

 

Оказывается, двуглавый орел встречается в геральдике многих европейских государств.

 

Поэтому не только российских исследователей интересует эта тема. Немецкий ученый Э.Корнеманн провел тщательное исследование эмблемы. Он на достоверных фактах доказал, что двуглавый орел является плодом фантазии и взят он из мифологии древних шумеров. Характерной особенностью их мифологических образов было удвоение. Удвоение людей  и удвоение животных, либо целиком либо удвоение каких-то их частей.

 

У шумеров изображение орла с двумя головами позаимствовали арабы и сельджуки.  Орел использовался в быту как элемент декора, украшения. И, вероятнее всего, именно от них он попал в Византию.

 

Когда в Средние века европейские рыцари начали свои крестовые походы на Восток, у них уже достаточно хорошо была развита геральдика. Каждый рыцарь имел свою эмблему, свой герб, четко регламентированный и обоснованный. Среди прочих изображений присутствовали фантастические грифоны, драконы, единороги. И двуглавый орел как символ необычный, но впечатляющий очень быстро был заимствован крестоносцами. Причем не самыми простыми по происхождению.

 

Он становится гербом короля Латинской империи Болдуина I. С распадом империи его потомки, являющиеся одновременно и потомками многих западноевропейских родов, привозят двуглавого орла как свой герб в Европу. Да не в какую-либо одну страну, а во многие сразу.

 

Двуглавого орла пытались использовать как символ государственности Сербия, Болгария, Священная Римская империя, Сицилийское королевство, Албания.

 

Но по-настоящему этот специфический знак превратился в гербовую фигуру только в двух крупнейших империях средневековой Европы – Российской и Священной Римской империи.

 

Таким образом, в ходе многочисленных исследований большинство ученых пришли к выводу, что двуглавый орел пришел в нашу страну с Запада, а не с Востока.

 

Возникает другой вопрос. Зачем?

 

Зачем было московскому царю Ивану III копировать герб Карла Y, императора Священной римской империи? Ведь в России уже имелся к тому времени свой, отличный от других, знак власти – изображение всадника на коне, пронзающего копьём змея у его ног. Использовался этот образ уже не один век.

 

А причина достаточно проста. Оказывается, в Средние века многие европейские монархи утверждали, что они прямые потомки римских императоров. Это подразумевало законность их власти и высокое происхождение.

 

И на Руси уже в XIY веке вместе с двумя другими идеями – о божественном и о наследственном происхождении власти появляется теория о происхождении великих князей от римского императора Августа. Окончательно эта теория оформилась  в XYI веке. Но впервые публично о своем высоком и знатном происхождении заявил именно Иван III: «… прародители его по изначальству были в приятельстве и любви с передними римскими цари…»

 

Идея высокого происхождения, равенства его по рождению с западноевропейскими правителями и, прежде всего, с императорами Священной Римской Империи, по-видимому, вызывала у Ивана III ассоциацию с определенной эмблемой, выражающей эту знатность.

 

Одноглавый орел был королевским символом, двуглавый – императорским. Если судить по его печати, Иван III претендовал на титул кесаря.

Иван IY, внук Ивана III, больше известный как Иван Грозный, сохранил печать отца и деда, но слегка поэкспериментировал. На груди орла в российском гербе находится щит с изображением всадника на коне, копьём пронзающего дракона у него под ногами.

 

Именно Иван IY поместил Драконоборца на грудь двуглавого орла. Событие казалось уже современникам настолько важным, что оно было даже записано в летописи. Поэтому мы знаем точную дату произошедшего – 3 февраля 1561 года.

 

Несколько слов о происхождении этого символа. Этот всадник – святой Георгий Победоносец. На основании того, что в некоторых летописях он именуется «ездец», «царь на кони», долгое время считалось, что изначально это было просто изображение всадника или самого царя верхом, к которому церковь приклеила своё наименование. Но последние исследования позволяют считать, что это изначально был образ святого Георгия Победоносца. Рассмотрим факты.

 

Со времен Владимира Красно Солнышко все русские князья были крещеными. В миру они носили обычные русские имена Всеволод, Ярослав и другие, но имели и имя, данное им при крещении. А к излюбленным крестильным именам русских князей принадлежало имя Георгий.

 

Поэтому Святой Георгий очень часто «украшал» знаки княжеской власти – печати. Он всегда изображался с оружием в виде юноши с выразительными глазами. С середины же ХI века более популярным становится другой образ – образ воина-всадника, поражающего копьем дракона. В народе в это время стало очень популярным «Чудо Георгия о змие» (с. 46-47 зачитать, ил. показать)

 

С установлением на Руси ордынского ига под змеем стали подразумевать захватчиков. Особенно актуальна стала символика Драконоборца после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле. Воин-князь, побеждающий змея-дракона, защитник от зла и защитник веры христианской.

 

Такова история происхождения двух изображений на российском гербе. Остаются короны на головах орла а также скипетр и держава.

 

Скипетр и держава, равно как и короны, — это регалии, знаки царской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Своим происхождением две из них обязаны античному миру.

 

Корона ведет свое начало от лаврового венка, возлагавшегося на голову победителя в состязаниях.

 

Две короны на головах орла существовали еще в самом первом варианте – у Ивана III. Третья добавилась в 1625 году, т.е. в начале XYII века. Третья корона имеет другую форму, отличную от  прежних зубчатых царских корон, близка по типу к западноевропейским.

 

О значении корон имеется письменное свидетельство от 1667 г.: «Орел двуглавый есть герб державы великого государя нашего его царского величества, над которым три корунны изображены, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохранимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению…»

 

В 1654 году все короны стали одной формы – западноевропейской. А крылья орла распахнулись.

 

Скипетр считался в античной мифологии необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера), супруги его Геры (Юноны). Употреблялся по всей Европе при коронации государей. С XYI века упоминается в чине венчания русских царей.

 

Также с XYI века в качестве атрибута власти на Руси использовалось «яблоко державное» или «яблоко царского чина». Оно использовалось, по-видимому, только в России.

 

В 1654 году, т.е. три с половиной столетия назад, все части нынешнего Герба Российского были скомпонованы и графически оформлены.

 

Герб Российский в дальнейшем неоднократно модифицировался, но лишь в сторону добавления деталей. Основа его оставалась неизменной. Существовало три основных герба, использовавшихся в разных случаях: большой парадный герб со множеством деталей (ил. с обложки), средний герб, где деталей было поменьше (ил. на с. 82) и малый герб – только основная символика (ил. на с. 83).

 

С отречением от трона последнего русского императора в 1917 г. из герба убрали символы императорской власти, и двуглавый орел как герб Временного правительства выглядит очень скромно. У орла даже клювы закрыты, и крылья опущены по типу орла на печати Ивана III (ил. на с. 87). Существовал он недолго – чуть больше года. С 1918 года был запрещен к использованию Советской властью.

 

Герб Советской России (ил. на с. 94) составлен был в соответствии с геральдическими законами. Утвердился к лету 1920 года. Его символика наглядна и проста. Эмблемы размещены в гербовом щите, щит обрамлен хлебными колосьями, изящно соединенными внизу лентой. Девиз – характерная деталь герба – подчеркивал политическую направленность этого отличительного знака социалистического государства

 

При создании герба СССР решено было отказаться от геральдического щита – основополагающей части герба, что собственно и делает герб гербом. Был утвержден в 1923 году.

 

С крушением СССР встал вопрос о новом символе страны. В 1991 году возникла идея  возвратить России ее прежнюю историческую символику. Первоначально предполагалось использовать вариант орла Временного правительства. Были даже выпущены монеты с его изображением. В народе этого орла назвали «голым».

 

В 1993 году 30 ноября согласно Указу Президента России Б. Ельцина был утвержден рисунок герба художника Ухналева, выполненного по мотивам малого государственного герба Российской империи. Но нынешний орел не черный, а золотой, расположен не на золотом, а на красном поле. Сохранены короны, скипетр, держава. Может возникнуть вопрос — почему по мотивам, если рисунок практически такой же, различаются только цвета? По правилам геральдики гербы с одинаковыми фигурами, но разными цветами (разной раскраски) не считаются идентичными, т.е. одинаковыми.

 

Нынешний герб установлен федеральным конституционным законом Российской Федерации в декабре 2000 года.

 

В статье 1 Закона о Государственном гербе РФ официальный государственный символ нашей страны описывается следующим образом: «Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой.

 

В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

 

В законе указывается, что воспроизведение двуглавого орла возможно и без щита, а также в одноцветном варианте. Герб – главная государственная эмблема.

 

Ф Л А Г

Государственный флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.

Российский флаг, утвержденный Законодательным собранием Российской Федерации 8 декабря 2000 года представляет собой красно-бело-синие полотнище из трех, одинаковых по размеру полос: верхняя полоса – белого, средняя – синего, нижняя – красного цвета. Ширина флага относится к его длине как 2 : 3.

Для чего нужен государственный флаг, как вы понимаете? Где вы можете увидеть государственный флаг в нашем городе?

Государственный флаг символизирует государство, государственную власть, поднимается он над правительственными зданиями, устанавливается в залах заседаний, ежедневно поднимается во всех российских воинских частях и на всех военных судах. В праздничные дни он вывешивается во всех городах и селах нашей страны.

Оказывается, флаг ведёт свою родословную с очень древних времён. Прообразом флага были древние военные шесты, верх которых был украшен какой-либо фигурой, цветными лентами. Они помогали полководцам и самим воинам  ориентироваться в бою. Символами римских легионов были орлы.

В Древней Руси самые первые флаги назывались стягами и хоругвями. Выглядели они не совсем так, как современные флаги

Стяги представляли собой треугольные полотнища. Такое полотнище имело иногда 2 или 3 раструба, называемые «хвосты» или «хоботы». Конский хвост или «чолка стяговая» приделывались вверху над полотнищем (показать ил.).

Хоругвь – это прямоугольное полотнище с крестом на нём, навершие его было выполнено в виде креста, к полотнищу пришивались три языка (показать ил.).

 

К ХI веку появляются знамёна. С этого же времени знамя получает символическое значение объединяющей войско реликвии. Это положение существует и для современных знамён. Во время войны, если удалось воинскому полку сохранить своё знамя, даже если в нем в живых осталось один-два человека, значит, полк жив, новые воины займут в нём своё место. Если же знамя утрачено, а воинский состав сохранился, хотя бы и полностью – подразделение будет расформировано, весь личный состав отправят по другим воинским частям.

 

Цвета старинных знамён были разными, по преимуществу красные, зелёные, белые и жёлтые. Очень часто на них изображались не просто кресты, как на хоругвях, а целые иконы, сцены молений (ил. с. 125, 131). Некоторые вышитые образы по выразительности были близки к иконописи. Подобным знамёнам отдавались большие почести. Они освящались патриархом по чину святых икон (с. 132, 133).

Знамена XYI – XYII веков кроились косынею.

 

Часто их обшивали каймой или бахромой. Размеры были значительными. Так, знамя Ивана Грозного имело 1,5 м в высоту и 3 м в длину.  А были знамёна и побольше. Но среди всех них не было такого, которое можно было бы охарактеризовать как государственное.

 

В XYIII веке на русской службе  появилось много иностранцев. Они принесли с собой изображения светского характера. На русских знамёнах появляются грифоны, рука с мечом, корона, оружие.

 

Император Пётр I кардинально изменил и вновь создал важнейшие атрибуты армии и флота. Не избежали его внимания и воинские знамёна. Пётр I не чуждался заимствовать в западных странах то, что он считал полезным для своего Отечества. Он считал, что знамёна должны служить прекрасным средством воспитания патриотического духа. На них стали изображать различные аллегорические картины и двуглавого орла (с. 146).

 

Своим происхождением российский государственный флаг  обязан Петру I и первоначально он был морским флагом.

 

В самом начале XYIII века Пётр повелел: «На всяких судах… быть знамёнам по образцу, каков послан … Его Великого Государя  указом. А опричь того… образца… не ставить».

 

Для морских судов флаги были более простые, чем на суше. С большого расстояния легче рассмотреть простой по рисунку флаг. Поэтому флаги на крупных парусных судах в XYII – XYIII веках в длину были зачастую больше 10 м и состояли из цветных полос.

 

На флагах российских судов по велению Петра I  были изображены три полосы: красная, белая и синяя.

 

Составляя флаг, Петр I учёл древнерусское понимание строения мира. Поэтому внизу он расположил красный цвет, символизирующий мир физический. Выше идет голубой цвет – символ мира небесного, ещё выше – белый – это мир божественный.

 

Цвета флага – это цвета, которые традиционно предпочитал русский народ. Красный – это молодость, храбрость, красота. Вспомните, «красна девица», «красно солнышко», «не красна изба углами, а красна пирогами». Это цвет праздничной вышивки, праздничной одежды.

 

Голубой цвет. С давних-давних времён наличники на окнах либо ставни окрашивали в голубой цвет. Этим цветом до сих пор красят стены в деревенских избах – чтобы принести домой небесную голубизну. С принятием христианства голубой цвет считается цветом Богомотери. Под голубыми балдахинами совершается крестный ход. Голубой – это небо, верность, духовность, целомудрие.

 

Белый цвет – символ мира, чистоты, правды, благородства, невинности. Белыми называли веру, царя и Отечество.

 

 

 

На царском флаге посредине поверх полос был изображён золотой двуглавый орёл.

 

Военно-морской флаг вскоре (в 1707 году) был замен на «андреевский флаг» — так назвали флаг, полотнище которого было белым,  перекрещенными по углам голубым крестом (показать ил.)

 

Но все эти флаги тоже не являлись государственными. В армии были одни, на флоте – другие. Бело-сине-красный флаг всё это время оставался флагом коммерческим.

 

На коронации российской императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, коронационное знамя было построено в чёрном и золотом цветах, взятых из герба России – чёрный орёл на золотом фоне. Но и оно не стало государственным, оставшись лишь необходимым атрибутом коронации и погребения императоров, а в промежутках исчезало в Оружейной палате.

 

Единый государственный флаг ещё не был затребован историческими условиями.

 

При Александре II проведена была реформа государственной символики России. 11 июня 1858 года он утверждает государственный флаг: «… все знамёна, флаги и другие предметы, употреблённые для украшений при торжественных случаях, были из гербовых цветов Империи Русской».

 

В данном распоряжении царь руководствовался правилами геральдики. Одно из них гласит:

 

  • при разработке флага нужно исходить из того факта, что флаг выражает идею самостоятельности нации, её историю и обязательно согласуется с древней символикой.

 

Герб страны, как правило, всегда древнее национального флага. Он представляет собой древнейшую символику. Поэтому и цвета флага заимствуются из герба.

 

По такому правилу и были утверждены цвета государственного флага: чёрный, жёлтый/золотой, белый/серебряный. Белый в данном случае представляет собой цвет одежд Георгия Победоносца.

 

Правило же, что флаг должен выражать идею самобытности нации, её историю, соблюдено не было. Ни в Древней Руси, ни в последующие времена в России не было чёрных флагов. Белый – да, красный – да, даже жёлтые были. Но чёрные – никогда. Почему? (вопрос аудитории)

 

Чёрный цвет, как символ, издавна  ассоциировался у русского народа со смертью. Поэтому траурный цвет, даже если это одна полоса во флаге, не был принят народом и считался только правительственным. Народ же предпочитал бело-сине-красный флаг Петровских времён. Подобное двоефлагие не слишком бросалось в глаза, т.к. в те времена ещё не было принято украшать ими здания. В те времена здания украшались коврами и гирляндами цветов.

 

Но, постепенно, к концу XIX века стал возникать вопрос о едином флаге. Тем более, что к трём, уже имеющимся русским флагам, добавился четвёртый – красный, цвет недовольных правительством демонстрантов.

 

Александр III распорядился, чтобы был употребляем исключительно русский флаг – бело-сине-красный.

 

При Николае II в 1896 году было созвано особое совещание министров и представителей Академии наук. На основе его единодушного мнения Николай II издал указ о том, что национальным флагом должен почитаться во всех случаях флаг бело-сине-красный, другие флаги допускаемы быть не должны на территории всей Российской империи.

 

Появились стихи, воспевавшие государственный символ России:

 

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит как скала!

Пусть высится гордо и смело

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на сором и страх!

 

После революции 1917 года вся старая государственная символика отменяется, трёхцветный  флаг заменяется на красный.

 

Но в 90-е годы прошлого века история вновь сделала поворот, новая политика нашего государства сделала возможным возвращение бело-сине-красного флага в качестве государственного.

 

Государственная Дума утвердила закон о государственном символе в 2000 году, подписал указ президент Владимир Путин. Зафиксированы в указе и стандартные размеры полотнища, соотношение длины флага к ширине составляет 2/3.

 

Сегодня значения трёх цветов российского флага объясняются так: белый цвет олицетворяет мир, чистоту и непорочность; синий – веру и постоянство; красный – силу и кровь, пролитую за Отечество.

 

Возник вопрос о том, что наша страна одержала победу над Германией, воюя под красным знаменем. Как здесь быть? Каких цветов должны быть знамена в День Победы? Решили так: украшают города современным государственным флагом, лишь Знамя Победы оставлено исторически красным с золотой пятиконечной звездой в верхнем левом углу.

 

Посягательство или  умышленное осквернение флага другого государства воспринимается во всём мире как тягчайшее оскорбление страны и проявление враждебности. Вероятно, с этим связан обычай бросать захваченные в бою флаги неприятеля под ноги главнокомандующему или волочить их по воде за кораблём-победителем.

 

Флаг (или знамя) не должен касаться земли, даже краем. Нельзя помещать его в могилу. Также запрещается вывешивать флаг перевёрнутым. Это считается оскорблением государства и нации.

 

Г И М Н

 

Слово «гимн» произошло от греческого слова «hymnos», оно означало торжественную песнь в честь какого-либо божества.

 

О гимнах мы говорим о последних, но возникли они намного раньше, чем гербы и знамёна. Самые старые гимны были сложены ещё в Древнем Египте и Месопотамии.

 

Гимны бывают разные: религиозные, государственные, военные, гимны, сложенные в честь какого-либо события или героя.

 

Самым  известным гимном в мире стала Марсельеза. Первоначально она была боевой песней Рейнской армии. Затем стала национальной песней, а в 1879 году ей присвоено наименование официального гимна Французской республики.